Медиатор – это нейтральная сторона, которую приглашают для разрешения конфликтов. Отметим, что в медиации важна личность самого медиатора, его индивидуальные человеческие качества, способность работать над собой, самосовершенствоваться. К личности медиатора должны предъявляться очень серьезные требования, так как наличия особых качеств требует сама специфика профессии.
Пример проблемы: пандемия коронавируса принесла много бед мировой экономике. Произошел резкий спад экономики и отток клиентов. Очень многие бизнесмены, арендующие торговые площади, были вынуждены разорвать договор-аренды с арендодателями. Итог стал неутешительным, много предприятий закрылись, некоторые потеряли ощутимую долю клиентов и с трудом держаться наплаву. Также во время пандемии крупные предприятия поглотили малый бизнес. Решением именно таких проблем способствует бизнес-медиация.
Медиатор должен быть независим и беспристрастным, должен действовать объективно по отношению каждой из сторон, быть честным, искренним, должен обеспечить сторонам свободный выбор при подготовке и проведении процедуры медиации, содействовать свободному высказыванию сторонами их собственных мнений, не навязывать сторонам процедуры медиации своих личных представлений и оценок (моральных, политических и т.д.), обеспечить равноправие сторон в процедуре медиации, избегать оценочных, грубых и резких суждений.
Нередко участники конфликта стремятся нанести друг другу максимальный ущерб, обычно это происходит между людьми, у которых раньше были доверительные отношения. В такой «войне» тратятся ресурсы обеих сторон. Медиатор может сэкономить материальные, моральные и временные затраты, вызванные конфликтом. Медиация способствует разрешению таких конфликтов в бизнесе как: раздел бизнеса, основанного на равных долях; смена собственника; нарушение условия контракта и так далее, констатирует эксперт кафедры иностранных языков Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, доцент, к.п.н. Александр Лаврищев.